Первым шагом к быстрому и эффективному созданию трёхмерной модели квартиры будет выбор битмапного рисунка плана квартиры. Это может быть файл с расширением .bmp, .jpeg или .tiff. Остальные графические форматы программа, увы, «не понимает» или воспринимает некорректно. Файл легко получить из исходного «бумажного» оригинала при помощи сканера или самостоятельно создать в любом графическом редакторе.
В нашем случае это файл «PLAN.jpg» с размерами 800:600 пикселей и разрешением всего 72 dpi, и этого вполне достаточно. Главный критерий- наличие на плане _хотя бы одного_ проставленного линейного размера. Безразлично, что это будет – длина стены, ширина комнаты или хотя бы одного единственного дверного проёма. Главное – строгое соблюдение пропорций.
Откроем программу и выберем пресет «Архитектурный, миллиметры». Сразу же рекомендую войти в меню «Свойства > Свойства модели > Единицы измерения и выставить следующие параметры:
Фориат – Десятичный; сантиметры; Точность – 0,0 (до первого знака после запятой). Хотя большинство архитекторов привыкли работать в миллиметровом стандарте, использование сантиметров в качестве базовой единицы измерения позволит нам работать более рационально, не вводя лишние нули или знаки после запятой при корректировке размеров.
Импортируем наш «PLAN.jpg» в окно проекта. Два варианта:
либо Файл > Импорт > выбираем файл, жмём Enter…
либо сворачиваем программу в оконный режим и просто перетаскиваем графический файл в окно программы;
Так или иначе, картинка появилась в трёхмерном пространстве проекта. Проследим за тем, чтобы она находилась в синей (горизонтальной) плоскости. При необходимости развернём её с использованием инструмента «Повернуть» (горячая клавиша Q).
Сейчас наш план представляет из себя «группу», то есть сгруппированный объект, существующий в собственном, «локальном» пространстве.
* Напомню, что не сгруппированная, «открытая» геометрия в Sketch Ap имеет способность пересекаться и «сливаться» со смежными гранями аналогичных ей объектов. «Группы» и «Компоненты» от такого эффекта защищены. Это свойство нам сейчас очень пригодится.
Построим прямо на поверхности нашего плана квадрат со стороной, равной означенному на плане размеру. Для этого R(горячая клавиша инструмента «Прямоугольник») > два клика в горизонтали > ввод с клавиатуры размеров через «;» >Enter.
Для удобства покрасим (горячая клавиша B) наш прямоугольник в контрастный к плану цвет и вытянем прямоугольник по вертикали, придав ему высоту (инструмент «Тяни-толкай», горячая клавиша P).
Теперь у нас есть объект-лекало, относительно которого мы можем масштабировать наш план. Выделим (горячая клавишаПробел) наш план и применим к нему инструмент «Масштабировать» (горячая клавиша S).
Возможно, масштабирование придётся повторить несколько раз, перетаскивая (горячая клавиша M) план относительно объекта-лекала. Важно не допускать слома пропорций плана, для чего пользуемся только диагональным (угловые кубики) масштабированием.
Как только размер на плане точно совпал с лекалом, лекало можно выделить рамочным выделением и удалить.
Начинаем строительство стен. Нанесём на план первый (R) прямоугольник, примерно соответствующий любой из стен. Примерно, потому что импорт графического файла и его масштабирование всё равно создали нам некую степень погрешности на толщину линий. Используя рулетку в режиме «+» (создание направляющих, горячая клавиша T), зададим стене точную толщину и длину. Дальнейшее использование направляющих позволит нам не только выдерживать размеры, но и точно состыковать стены, оконные и дверные проёмы.
В построениях можно использовать не только «прямоугольник», но и инструмент «Линия», что подчас рациональней, а иногда и вовсе единственный способ адекватно воссоздать линии плана. Обратим внимание на то, что обозначенные на плане оконные и дверные проёмы мы так же точно «рисуем»,не оставляя на их месте дыр.
В идеале, по окончании процесса воссоздания плана, автоматически созданные программой плоскости полностью перекроют исходный план (как на следующей иллюстрации).
Подкорректируем наше построение, удалив, где только можно, перемычки между смыкающимися участками стен (инструмент «Ластик»; E). Небольшая тонкость: если в процессе работы над проектом Вы собираетесь перемещать и трансформировать межкомнатные перегородки, их лучше не объединять сейчас с несущими стенами. Если это - окончательная визуализация, смело сливаем все смежные стены в единую грань. Также удалим направляющие.
Активируем инструмент «Заливка (B). Выбираем в палитрах инструмента «Маркеры». Зальём разными условными цветами стены, оконные проёмы и дверными проёмы – это облегчит нам дальнейшую работу.
Активируем инструмент «Выбрать» (горячая клавиша «Пробел») в режиме «+/--» (удерживаем добавочную клавишу Shift). Последовательно выделим все грани, относящиеся к стенам, и нажмём «G» - инструмент «Создать компонент».
В появившемся мастере создания компонентов заполним имя компонента («стены» или «несущие стены», если перегородки будут создаваться отдельно).
Проконтролируем, чтобы в нижнем левом поле мастера в чекбоксе стояла галочка напротив надписи «Заменить выбранное компонентом». Нажать «Создать».
Теперь выбранные грани стен обрисовались в нашем проекте синей «габаритной рамкой», которая после придания стенам объёма превратится в стандартную «габаритную коробку» компонента.
Пользуясь тем же алгоритмом (Пробел > Shift и последовательное выделение > G) создайте компонент «оконные простенки» и компонент «дверные простенки» соответственно. Если Вы предусмотрели отдельные от несущих стен перегородки, можно скомпоновать их в единый компонент либо скомпоновать каждую саму с собой. В этом случае внимательно давайте перегородкам имена – например «перегородка 1» или «перегородка кухня/ванная».
Условные цвета помогут не потерять нужные элементы. Пол компоновать тем же образом не надо, оставим его в открытой геометрии.
Теперь начинается самое интересное – придание квартире объёма.
Активируем (Пробел) инструмент «Выделение» и двойным кликом «откроем» для редактирования компонент «стены». Как видите, все остальные построения в нашем проекте «потускнели», Возле одного из углов граней-стен обозначились собственные «локальные оси координат», а синяя габаритная рамка превратилась в пунктир, обозначивший границы «локального пространства» нашего компонента.
Активируем инструмент «Тяни-Толкай» (горячая клавиша P) и поднимем любую из граней компонента на нужную высоту. Чтобы обеспечить точность построений введём значение высоты стен (в сантиметрах). Например: «300 > Enter». Остальные участки того же компонента будет удобно поднять, просто притягивая курсор инструмента к верхней грани уже поднятых стен.
Пробел (инструмент «Выделить»), и двойной клик вне пространства компонента позволит нам выйти из режима его редактирования. Итак, у нас уже есть стены, и пора создать простенки.
Определимся с высотой дверных проёмов. Предположим, это 220 сантиметров. Горячая клавиша «T», и выводим направляющую на названную высоту вверх вдоль любой из стен, содержащих дверной проём.
Горячая клавиша «M» (инструмент Переместить-копировать), и перемещаем компонент «дверные простенки» к созданной направляющей. Двойным кликом «открываем» его и инструментом «Тян/толкай» поднимаем поверхности, лежащие в компоненте, приводя их к уровню рядом стоящих стен. Закрываем компонент опять же двойным кликом в пустое поле вне локального пространства компонента.
С оконными проёмами дело обстоит несколько сложнее. Ведь компонент пока один, а элементов – стена от пола до нижней кромки окна и стена от верхней кромки окна до потолка – два.
Горячая клавиша «T», и создаём рядом с будущим оконным проёмом две направляющих, ограничивающих высоту окна.
Горячая клавиша «M» и, удерживая добавочную Shift, поднимаем компонент «оконные простенки» к верхней из направляющих. При этом создаётся клон компонента, а исходный компонент остаётся на месте.
*Если сейчас мы начнём редактировать любой из двух «клонов», изменения тотчас же скажутся на втором из пары.
Скорее всего, высота будущих объектов оконного простенка не совпадает. В таком случае в режиме выделения (клавиша Пробел) кликнем правой клавишей мыши на клонированном компоненте. В открывшемся контекстном меню выбираем пункт «Сделать уникальным».
После этого мы уже можем проделать с «оконными» компонентами те же самые действия, что до того – с дверными простенками и стенами. То есть, открываем (двойной клик в режиме выделения) компонент > P > придаём объём. Нижний компонент следует «привести» к нижней направляющей; верхний – к верхней поверхности стен.
Избавимся (инструмент Ластик, горячая клавиша E) от направляющих. Осмотрите иодель с разных сторон. У нас уже есть полная «коробка» квартиры! Поздравляем. Со «строительством» покончено.
Во второй и третьей части нашего мастер-класса мы можем вставить двери, окна и заняться отделкой.