Несколько слов о материалах в SketchUp

 

Для качественной трёхмерной визуализации Вашего проекта мало построить хорошую геометрию. Стоит позаботиться так же о реалистичных материалах. Безусловно, в фотореалистичности SketchUp существенно уступает таким популярным 3D-редакторам как 3DsMax, Maya или даже Blender. С самого начала программа позиционировалась скорее как упрощенный инструмент проектировщика и как средство удобного создания набросков, что явствует уже из её названия*. Тем не менее, даже с теми скупыми средствами, что нам предоставили разработчики, можно добиться неплохих результатов… если понимать, что к чему.

Итак, Вы уже заметили, что инструмент «Заливка» активируется горячей клавишей B

001

Как видим, SketchUp имеет встроенную «палитру» уже готовых материалов, рассортированных по назначению – древесина, бетон, растительность, эскизные штриховки, цвета и так далее. И в каждой категории не менее десятка вариантов. Если не ограничивать себя самыми примитивными задачами – не хватит даже на первое время.

Чтобы применить материал к поверхности достаточно просто выбрать его в палитре…

002

И кликнуть левой на соответствующую плоскость.

003

Аналогичным образом можно затекстурировать всю модель, последовательно применяя материал к каждой отдельной грани, либо включить инструмент «Выбрать» (горячая клавиша – пробел), и удерживая нажатой добавочную клавишу CTRLвыделить группы поверхностей, куда Вы намерены нанести одинаковую текстуру, а затем уже активировать Заливку (B) и окрасить всё выделенное одновременно в один клик,  как это было проделано со стенами шоу-рума на рисунке ниже.

004

Некоторые материалы в палитре сразу являются светопроницаемыми – для них даже выделен соответствующий раздел. Они весьма пригодятся нам, если мы решим имитировать оконное стекло или тому подобные поверхности. Светопроницаемый материал в палитре разделен диагональной чертой.

005

Часть материалов окрашены равномерно, один – даже несёт в себе рисунок «фальшивого» отражения облаков. Почему фальшивого? Потому, что если Вы не установили в свой SketchUp какой-либо плагин, расширяющий возможности визуализации (это может быть адаптация V-Ray или SUPodium), то ни бликов, ни отражений, ни даже сколько-то качественных теней у Вас в проекте не будет, а единственным источником света останется универсальное солнышко, подключаемое через меню Вид > Тени.

Есть в палитре также и равномерные цвета, представленные набором «Цвета», «Цвета по названиям» и «Маркеры». Можете выбирать любой вариант. Обратим внимание только на одну маленькую тонкость с белым цветом. Вообще-то все грани в программе по умолчанию окрашены в белый с лицевой стороны и светло-серый – с изнаночной. Но применение белого цветового материала всё же даёт некоторую разницу. Да и позже, если Вы всё же пользуетесь сторонним рендером, таким как SUPodium или собираетесь экспортировать Вашу сцену в другую программу, адекватная окраска будет иметь значение.

006

На следующем рисунке Вы видите модель небольшого участка земли. Окрашенного материалом из коллекции «Растительность». По периметру расположены столбики, текстурированные материалами из раздела «Древесина». Не очень-то реалистично, так как. Увы, ресунки текстур проецируются в SketchUp только планарно (плоско), вдоль нормалей плоскостей. На практике это означает, что на больших и плоских гранях всё будет выглядеть приемлемо. Но гнутую поверхность – цилиндр, конус, сферу и все их варианты, программа воспринимает не как цельный объект, но как набор сочленённых под разными углами маленьких граней. И проецирует рисунок текстуры на каждую из них в отдельности. В результате мы вместо целой картинки видим «кашу» из фрагментов, даже не переходящих друг в друга. Так что о «занавесках в цветочек» правильном рисунке ткани на мягкой мебели и тому подобных штучках, легко осуществимых в Maya или 3DsMax, можно забыть. Вывод – для гнутых поверхностей будем сразу выбирать мелкие, иррегулярные узоры и смиримся с несовершенством проецирования.

Но это еще не всё. Между столбами натянута сетка-рабица. И это явно не модель – столь сложный набор граней, конечно, вполне можно создать, но сцена получилась бы неоправданно «тяжелой». Конечно же, между «столбами» просто натянуты одинарные грани, и на них спроецирован еще один материал. Найти его и еще несколько материалов ему подобных Вы сможете в разделе «ограждения».

Как видим. Здесь и штакетник, и забор из металлических прутьев, и несколько вариантов сетки. В этих материалах исходный рисунок задаёт не только цвет, но и прозрачность. Получить собственный вариант подобного материала можно, если назначить в качестве поверхностного изображения картинку с маской прозрачности (файл в формате .png)

007

Вот, вкратце, и весь набор базовых опций, связанных в SketchUp с текстурированием геометрии.

Во второй части нашей статьи мы рассмотрим весьма интригующий вопрос – как самим создавать новые материалы и добавлять их в весьма скупые исходные коллекции? Какими вообще настраиваемыми свойствами обладают материалы в этой программе, и как их переносить из проекта в проект?

В третьей части статьи рассматривается вопрос управления проецированием материалов. Как ни малы возможности SketchAp в этом плане, а они меж тем есть. И будет полезно ими овладеть для того, чтобы получать в наших проектах наилучшие результаты!